ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ: «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ: «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ»
Один из важных показателей деятельности менеджера — его способность своевременно принимать эффективные управленческие решения.
Своим опытом во время открытого практического занятия со студентами направлений «Экономика» и «Сервис» поделилась Никулина Ольга, HR Менеджер Департамента по работе с персоналом, отдела по подбору и развитию персонала компании «Дымов».
Она рассказала о начале своего пути, о том, какие трудности ей пришлось преодолеть, какие решения при этом оказались наиболее результативными.
Управленческие решения — основная форма управленческой деятельности — занимают центральное место в системе менеджмента на предприятиях.
Эта важнейшая роль управленческого решения обусловлена тем, что все функции управления направлены на его подготовку, принятие и реализацию.
Принятие управленческого решения — основная задача и повседневная обязанность менеджера любого уровня. Задача принятия управленческого решения состоит в отыскании наилучшего или приемлемого для данных условий варианта действий для достижения одной или нескольких целей, т.е. желаемого состояния процесса, явления или результата деятельности. Несоответствие между фактическим и желаемым состоянием составляет проблему (или проблемную ситуацию), и выбор путей и способов устранения этого несовпадения и составляет сущность процесса выработки, принятия и реализации управленческого решения. В конечном итоге управленческое решение — результат управленческой деятельности
В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действии, обеспечивающих реализацию управленческих задач. Объектом управленческого решения является проблема, которая не позволяют в данных условиях получить желательный результат.
Такая проблема характеризуется следующими основными признаками:
- всегда имеет определенное содержание (что?);
- обычно она связана с каким-то конкретным местом (где?);
- временем возникновения и разрешения (когда?);
- соответствующими количественными параметрами (сколько?);
- определенным кругом участвующих лиц (кто?).
Проблемы можно классифицировать по:
1) степени важности. Например, к важным проблемам можно отнести отсутствие или недостаток инвестиций для приобретения нового оборудования на предприятии. Решение такой проблемы — необходимая предпосылка для перспективного развития предприятия;
2) масштабности. Масштабность характеризуется обычно числом лиц, которых данная проблема в определенной степени затрагивает. Понятие масштабности является относительным. Например, масштабная проблема для небольшой фирмы окажется незначительной для крупного предприятия;
3) степени риска. Степень риска измеряется вероятностью появления нежелательных последствий, крупного экономического или иного ущерба, подрывающего экономическую устойчивость предприятия или угрожающего его существованию;
4) степени четкости их формулировки, возможности структурирования. Четкость и возможность расчленить проблему на отдельные элементы позволяет описать данную конкретную проблему с помощью количественных показателей и применять для их решения математические методы.
Выявление проблемной ситуации — исходный пункт подготовки и принятия управленческого решения. Конечным результатом процесса принятия управленческого решения является программа действий, варианты способов действий, планы работы.
Под управленческим решением принято понимать:
- процесс нахождения связи между существующим состоянием системы (процесса, явления) и желательным, определяемым целью управления;
- акт выбора, осуществляемый менеджером с помощью определенных правил;
- результат выбора, который представляет собой предписание к действию.
Управленческое решение можно рассматривать как один из видов мыслительной деятельности и проявление воли менеджера.
Управленческое решение имеет следующие признаки:
- возможность выбора одного варианта из множества; если нет вариантов, то нет и выбора и, следовательно, нет и управленческого решения;
- наличие цели: бесцельный выбор не может рассматриваться как управленческое решение;
- необходимость волевого акта менеджера при выборе управленческого решения, так как он формулирует его через борьбу мотивов и мнений. Разработка управленческого решения включает этапы его подготовки, принятия и реализации.
Подготовка управленческого решения — это сбор, обработка и формирование информации, необходимой для нахождения запланированного результата.
В процессе подготовки управленческого решения уточняются цели, выбираются критерии его оценки, собирается, обрабатывается и анализируется информация, осуществляется поиск возможных вариантов управленческого решения.
Под принятием управленческого решения понимается выбор по определенным критериям лучшего варианта, его утверждение менеджером и документальное оформление.
Реализация — это система действий, связанная с осуществлением управляющего воздействия по определенному организационному плану.
Одна из важнейших характеристик управленческого решения — его эффективность. Под эффективностью управленческого решения понимают отношение степени достижения поставленных целей к совокупности временных, людских, денежных и других ресурсов, затраченных на его принятие и реализацию.
Эффективность управленческого решения возрастает, если увеличивается степень достижения целей и уменьшаются затраты ресурсов.
Главные требования, предъявляемые к управленческим решениям:
- четкая целевая направленность;
- адресность, т.е. управленческие решения должны быть ориентированы на конкретный объект управления, на конкретных исполнителей;
- актуальность, т.е. потребность в конкретном управленческом решении в данный момент времени в связи с наличием определенной проблемной ситуации;
- оперативность — своевременность разработки и реализации управленческого воздействия;
- точность — степень предвидения результата достижения цели;
- результативность — степень достижения намеченного результата;
- обоснованность, т.е. достоверность полученной информации и реальность выполнения управленческого решения;
- конкретность — формулировка не должна допускать различных толкований, т.е. должна отвечать на вопросы, как действовать, когда и где;
- непротиворечивость, строгая согласованность и преемственность управленческих решений;
- сбалансированность прав и обязанностей менеджеров при принятии управленческих решений;
- гибкость, подвижность, т.е. управленческое решение должно приниматься тогда, когда в нем есть необходимость, и обязательно отменяться, когда необходимость в нем отпала;
- полномочность, т.е. строгое соблюдение менеджером тех прав и полномочий, которые ему предоставлены;
- соответствие управленческого решения силам и способностям исполнителей.
Низкое качество принимаемых управленческих решений — одна из причин их невыполнения. Такие управленческие решения не учитывают необходимые условия для реализации соответствующего задания, производственные возможности, способности и загруженность исполнителей, ориентируют на нереальные сроки выполнения, не продуманы с точки зрения их производственной, технологической, экономической целесообразности.
Во время практического занятия ребята с интересом приняли участие в обсуждении вопросов, связанных с принятием и реализацией управленческих решений.
Мы искренне надеемся, что наши выпускники будут принимать только эффективные управленческие решения, что позволит им успешно продвигаться по карьерной лестнице.