Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ: «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ: «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ»


26.04.2021

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ: «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ»

Один из важных показателей деятельности менеджера — его способ­ность своевременно принимать эффективные управленческие решения.

Своим опытом во время открытого практического занятия со студентами направлений «Экономика» и «Сервис» поделилась Никулина Ольга, HR Менеджер Департамента по работе с персоналом, отдела по подбору и развитию персонала компании «Дымов».

Она рассказала о начале своего пути, о том, какие трудности ей пришлось преодолеть, какие решения при этом оказались наиболее результативными.

Управленческие решения — основная форма управленческой дея­тельности — занимают центральное место в системе менеджмента на предприятиях.

2.png

Эта важнейшая роль управленческого решения обусловлена тем, что все функции управления направлены на его подготовку, принятие и реа­лизацию.

Принятие управленческого решения — основная задача и повседнев­ная обязанность менеджера любого уровня. Задача принятия управленче­ского решения состоит в отыскании наилучшего или приемлемого для данных условий варианта действий для достижения одной или несколь­ких целей, т.е. желаемого состояния процесса, явления или результата деятельности. Несоответствие между фактическим и желаемым состояни­ем составляет проблему (или проблемную ситуацию), и выбор путей и способов устранения этого несовпадения и составляет сущность процесса выработки, принятия и реализации управленческого решения. В конеч­ном итоге управленческое решение — результат управленческой дея­тельности

В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих дейст­вии, обеспечивающих реализацию управленческих задач. Объектом управленческого решения является проблема, которая не позволяют в данных условиях получить желательный результат.

Такая проблема характеризуется следующими основными признаками:

- всегда имеет определенное содержание (что?);

- обычно она связана с каким-то конкретным местом (где?);

- временем возникновения и разрешения (когда?);

- соответствующими количественными параметрами (сколько?);

- определенным кругом участвующих лиц (кто?).

Проблемы можно клас­сифицировать по:

1) степени важности. Например, к важным проблемам можно отне­сти отсутствие или недостаток инвестиций для приобретения нового обо­рудования на предприятии. Решение такой проблемы — необходимая предпосылка для перспективного развития предприятия;

2) масштабности. Масштабность характеризуется обычно числом лиц, которых данная проблема в определенной степени затрагивает. По­нятие масштабности является относительным. Например, масштабная проблема для небольшой фирмы окажется незначительной для крупного предприятия;

3) степени риска. Степень риска измеряется вероятностью появления нежелательных последствий, крупного экономического или иного ущер­ба, подрывающего экономическую устойчивость предприятия или угро­жающего его существованию;

4) степени четкости их формулировки, возможности структуриро­вания. Четкость и возможность расчленить проблему на отдельные эле­менты позволяет описать данную конкретную проблему с помощью ко­личественных показателей и применять для их решения математические методы.

Выявление проблемной ситуации — исходный пункт подготовки и принятия управленческого решения. Конечным результатом процесса принятия управленческого решения является программа действий, вари­анты способов действий, планы работы.

Под управленческим решением принято понимать:

- процесс нахождения связи между существующим состоянием систе­мы (процесса, явления) и желательным, определяемым целью управ­ления;

- акт выбора, осуществляемый менеджером с помощью определенных правил;

- результат выбора, который представляет собой предписание к дейст­вию.

Управленческое решение можно рассматривать как один из видов мыслительной деятельности и проявление воли менеджера.

Управленческое решение имеет следующие признаки:

- возможность выбора одного варианта из множества; если нет вариан­тов, то нет и выбора и, следовательно, нет и управленческого реше­ния;

- наличие цели: бесцельный выбор не может рассматриваться как управленческое решение;

- необходимость волевого акта менеджера при выборе управленческого решения, так как он формулирует его через борьбу мотивов и мнений. Разработка управленческого решения включает этапы его подготовки, принятия и реализации.

Подготовка управленческого решения — это сбор, обработка и фор­мирование информации, необходимой для нахождения запланированного результата.

В процессе подготовки управленческого решения уточняются цели, выбираются критерии его оценки, собирается, обрабатывается и анализи­руется информация, осуществляется поиск возможных вариантов управ­ленческого решения.

Под принятием управленческого решения понимается выбор по опре­деленным критериям лучшего варианта, его утверждение менеджером и документальное оформление.

Реализация — это система действий, связанная с осуществлением управляющего воздействия по определенному организационному плану.

Одна из важнейших характеристик управленческого решения — его эффективность. Под эффективностью управленческого решения пони­мают отношение степени достижения поставленных целей к совокупно­сти временных, людских, денежных и других ресурсов, затраченных на его принятие и реализацию.

Эффективность управленческого решения возрастает, если увеличи­вается степень достижения целей и уменьшаются затраты ресурсов.

Главные требования, предъявляемые к управленческим решениям:

- четкая целевая направленность;

- адресность, т.е. управленческие решения должны быть ориентирова­ны на конкретный объект управления, на конкретных исполнителей;

- актуальность, т.е. потребность в конкретном управленческом реше­нии в данный момент времени в связи с наличием определенной про­блемной ситуации;

- оперативность — своевременность разработки и реализации управ­ленческого воздействия;

- точность — степень предвидения результата достижения цели;

- результативность — степень достижения намеченного результата;

- обоснованность, т.е. достоверность полученной информации и реаль­ность выполнения управленческого решения;

- конкретность — формулировка не должна допускать различных тол­кований, т.е. должна отвечать на вопросы, как действовать, когда и где;

- непротиворечивость, строгая согласованность и преемственность управленческих решений;

- сбалансированность прав и обязанностей менеджеров при принятии управленческих решений;

- гибкость, подвижность, т.е. управленческое решение должно прини­маться тогда, когда в нем есть необходимость, и обязательно отме­няться, когда необходимость в нем отпала;

- полномочность, т.е. строгое соблюдение менеджером тех прав и пол­номочий, которые ему предоставлены;

- соответствие управленческого решения силам и способностям испол­нителей.

Низкое качество принимаемых управленческих решений — одна из причин их невыполнения. Такие управленческие решения не учитывают необходимые условия для реализации соответствующего задания, произ­водственные возможности, способности и загруженность исполнителей, ориентируют на нереальные сроки выполнения, не продуманы с точки зрения их производственной, технологической, экономической целесооб­разности.

Во время практического занятия ребята с интересом приняли участие в обсуждении вопросов, связанных с принятием и реализацией управленческих решений.

Мы искренне надеемся, что наши выпускники будут принимать только эффективные управленческие решения, что позволит им успешно продвигаться по карьерной лестнице.

Возврат к списку